Вступление России в ВТО, которого так долго добивалось
руководство нашей страны, свершилось. Но почему-то радости от этого
кроме тех, кто имеет доступ к бюджетным средствам, нигде не наблюдается.
Всем очевидно, что в ходе конкурентной борьбы с западными компаниями,
которые прочно закалились в подобных баталиях, нашим производителям
придется чрезвычайно туго. Наверное, не случайно итоговый договор о
достигнутых соглашениях нигде не опубликован. И все же кое-какие данные
просачиваются в прессу.
Корреспондентам газеты «Коммерсантъ» удалось ознакомиться с итоговым
протоколом рабочей группы ВТО. Некоторые моменты из этого документа и
были опубликованы на страницах издания. В числе прочих ограничений,
которые добровольно взяла на себя Российская Федерация, есть моменты,
касающиеся, в том числе, развития отечественной авиаперевозок и все
авиации в целом. Прежде всего, целесообразность работы любой компании,
как и всего государства, должна теперь строиться не на принципах выгоды
для России, а в "соответствии с нормами ВТО", которые разработаны исходя
из интересов стран, играющих главенствующую роль в этой организации.
В этой связи, отдельным пунктом в договоре отмечена деятельность
"Аэрофлота", как государственной корпорации. Теперь ей запрещено
принимать и выполнять решения, которые тем или иным образом могут
повлиять на объем и структуру импорта или экспорта России. Это означает,
что отныне объемы и качество перевозок будут зависеть не столько от
возможностей самой компании, сколько от того, что и как ей разрешат
перевозить. Аналогичные требования подразумеваются и для других
авиаперевозчиков.
Отдельно в протоколе рассмотрено положение об отказе России от
получения оплаты за возможность пролета над территорией страны
иностранных самолетов. На фоне достигнутых соглашений о снижении
импортных пошлин на ряд товаров и создании особых условий для крупных
концернов, ситуация для нашей авиапромышленности, как и для
авиаперевозчиков, складывается совсем не радужная. Впрочем,
окончательные выводы о последствиях вступления в ВТО делать рано, ведь
документ должен пройти ратификацию в Государственной Думе. Может быть
хоть тогда мы сможем ознакомиться более подробно со всеми предложенными
России условиями.
Новый состав парламента получит итоговый протокол уже в ближайшее
время. Причем депутатам не дано право вносить какие-либо поправки в
документ. Они могут либо отклонить документ полностью, либо принять. Как
проявят себя новоиспеченные депутаты? Насколько смогут остаться на
обещанных позициях защитников простого народа, о чем кричали на
предвыборных митингах? Вскоре узнаем.